«Играем вместе с детьми»
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в
которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их
привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение
родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их
отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками,
трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким
образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры
детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по
количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает
отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и
образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по
представлению.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей,
удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои
силы.
Младшие дошкольники 3-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют
играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не
находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку.
Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со
взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во
многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам
начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской
личности.
Одним из важнейших способов развитию игры маленького ребёнка, является
подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная
опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание
действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые
нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая
коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом
для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить
в коробке коляску для кукол.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что
купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность
действовать самостоятельно. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по
игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят
играть.
·
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре.
·
Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
·
Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она
перестает быть игрой.
·
Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним , принимая
позицию партнера, а не учителя.
·
Не забывайте о своевременном переходе ребенка к более сложным способам
игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом
ее сюжет.
·
Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые
действия с партнерами-сверстниками, поэтому не стремитесь все время угадывать
направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий
друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.
·
Доставьте радость своему ребенку и себе заодно
- поиграйте вместе. Не знаете, во что? Посмотрите ниже, предлагаемые игры
не просто интересные, но и полезные.
·
1. Солнце.
Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает
ребенок, следующий - мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно
больше лучей .
·
2. Змея. Нарисовать
большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося
разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и
зигзагообразных линий и т.д.
·
3. Вылепить
ежика. В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек. Сделать из
пластилина короткую толстую колбаску и воткнуть в нее собранные палочки:
получится ежик .
·
4. Тренировка
памяти. На подносе укладываются шесть различных небольших предметов,
например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка...
В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос
чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями .
·
5. Ветеринарная
больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем
лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д.
·
6. Картинки-кляксы.
Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть.
Из отпечатков нарисовать картинку.
·
7. Фигура-коврик.
Из брюк, рубашки и ботинок выкладываем на полу фигуру. Рисуем на бумаге подходящее
по размеру лицо, вырезаем и прикладываем.
Тема: «Стили родительского
поведения»
«Мы все родом
из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения
знакомы каждому. Именно семья, есть и всегда будет важнейшей средой
формирования личности и главнейшим институтом воспитания. В психологии не так уж много истин. Но вот
утверждение о том, что стили родительского поведения и тип семейного воспитания
определяют особенности личности и поведения ребенка, - истина. Существует 4
стиля родительского поведения: авторитетный, либеральный, авторитарный,
индифферентный.
Авторитетный стиль
характеризуется осознанием
родителя своей важной роли в становлении личности ребенка, но и признанием за
ним самим права на саморазвитие,
пониманием, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать, в разумных
пределах готовность пересматривать свои позиции. Признание и поощрение растущей автономии
своих детей. Открытость родителей для общения и обсуждения с детьми
установленных правил поведения; допущение изменения своих требований в разумных
пределах; Дети,
воспитанные в данном стиле, превосходно адаптированы: уверены в себе, у них
развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают
высокой самооценкой.
Авторитарный стиль характеризуется хорошим представлением родителей, каким должен
вырасти их ребенок, и приложением к этому максимум усилий. Категоричность и
неуступчивость в требованиях. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под
таким контролем. Закрытость родителей
для общения с детьми; установление
жестких требований и правил, не допущение их обсуждения. Дети, как правило,
замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно
остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского
возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными
Либеральный стиль характеризуется высокой оценкой родителем своего ребенка,
прощающим его слабости, легким общением с ним, доверием к ему, не склонностью к
запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая
свобода? Открытость для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям; детям
предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители
не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и
агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к
себе; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими
людьми.
Индифферентный стиль
характеризуется тем, что для родителя проблемы воспитания не являются первостепенными, поскольку у них иных забот
немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он
вправе рассчитывать на большее участие и поддержку со стороны!
Закрытость родителей для
общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание
детей; если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих
родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым
разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению.
формируют типы семейного воспитания.
В каждой семье объективно
складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания.
Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и
более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет
того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть
выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных
взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:
диктат; опека; невмешательство;
сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в
систематическом проявлении одними членами семейства (преимущественно
взрослыми) инициативы и унижения чувства собственного достоинства у других его
членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему
ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в
которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения.
Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие,
сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими
контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной
ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним
оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность,
чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои
возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и
мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов,
к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его
личности.
Опека в семье - это система
отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех
потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей,
принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй
план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение
потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути,
блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью
за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к
жизни в коллективе. Часто именно эта категория подростков дает наибольшее число
срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на
что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.
Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий
авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во
многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так
или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более
общих проблем семьи.
Невмешательство. Система межличностных
отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности
независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой
«невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира:
взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким
образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит
пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений
в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими
целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими
нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический
индивидуализм ребенка. Семья, где
ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое
качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.
От условий воспитания в
семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка, успешность
обучения, уровень притязаний ребенка, эмоциональное состояние, самооценка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье,
где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные
задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей (не
говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых
потом невозможно избавиться).
Неадекватность также
может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где
ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки, (ребенок
привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко,
система требования очень мягкая.
Адекватное представление
- здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и
похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние
жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной
самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с
друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к
унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.
Памятка для
родителей
1. Если ваш ребенок сделал ошибку или допустил промах,
не путайте его поступок с личностью. Никогда не говорите ребенку, что он плохой.
Скажите, что он совершил неверный поступок.
2. Относитесь к ребенку с уважением, никогда не перебивайте,
разговаривайте, не повышая голоса.
3. Когда
ребенок что-то просит, а вы отказываете, объясните отказ.
4. Учитесь
вместе с детьми. Посещайте интересные места.
5. Вдохновляйте ребенка на отличную учебу. Но не ждите
и не требуйте от него невероятных успехов. Допустите мысль о том, что на
ошибках люди учатся.
6. Если ваш
ребенок отказывается ходить в детский сад или посещает его неохотно,
попытайтесь выяснить, что случилось.
7. Отмечайте
успехи, устраивая по этому поводу праздники.
8. Интересуйтесь у воспитателей, как учится ваш
ребенок. Не дожидайтесь замечаний и подсказок.
9. Учите ребенка различать агрессивное поведение,
пассивное поведение, поведение уверенного в себе человека.
10. Если
ребенку трудно сформулировать свои убеждения, не навязывайте ему взамен
собственные взгляды. Терпеливо ждите, что он, в конце концов, скажет. Не пугайтесь,
если ваши мнения расходятся.
11. Стремитесь
научить ребенка придерживаться собственного мнения, личных убеждений, а не
поступать как все, только потому, что так легче.
Если вы хотите
быть ответственным родителем,
авторитетом для
ребенка, то нельзя:
1. Устанавливать
правила на ходу.
2. Менять
свои требования, когда речь идет о соблюдении основных семейных правил.
3. Стыдить ребенка.
4. Злоупотреблять
властью, подавляя личность ребенка.
5. Делать
так, чтобы ребенок постоянно чувствовал себя виноватым.
6. Ругать
и оскорблять ребенка.
7. Слишком
сурово наказывать.
8. Предоставлять
ребенка самому себе.
9. Читать ребенку мораль.
10. Чрезмерно опекать ребенка или потакать
ему.
11. Переоценивать или недооценивать способности ребенка.
12. Ухаживать за ребенком как за маленьким.
13. Делать за ребенка то, что он может
сделать сам.
14. Оценивать ребенка как «хорошего» или
«плохого».
15. Говорить ребенку обидные слова.
16. Громко ссориться и скандалить.
Дидактические игры по развитию речи
(употребление сложноподчинённых предложений)
· Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)
· Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)
· Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)
· Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
· Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)
· Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
· Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)
· Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
· Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
· Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)
"Режим дня"
8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.
"Кому угощение?"
( употребление трудных форм существительных)
Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
"Назови три слова"
(активизация словаря)
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
· Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
· Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
"Кто кем хочет стать?"
(употребление трудных форм глагола)
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.
"Зоопарк"
(развитие связной речи).
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид;
2. Чем питается.
Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
"Сравни предметы"
(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий
деталей и частей предметов, их качеств).
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.
Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".
Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук".
Ребёнок: "У меня рабочий фартук".
Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек".
Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".
Взрослый: "Мой украшен кружевными оборками".
Ребёнок: "А мой - красной лентой".
Взрослый: "У этого фартука по бокам два кармана".
Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".
Взрослый: "На этих карманах - узор из цветов".
Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".
Взрослый: "В этом фартуке накрывают на стол".
Комментариев нет:
Отправить комментарий